Чтобы изменить себя и достичь цели, которые мы ставим перед собой, преодолеть возникающие на жизненном пути препятствия, нужно быть сильным, развивать волю, формировать волевые качества.
Какие качества характера являются волевыми? Как проявляется безволие?
К числу волевых качеств прежде всего относится целеустремленность:
-умение ставить ясные цели и задачи;
-умение планировать свою деятельность;
-умение осуществлять намеченное, подчинять себя достижению поставленной цели, например, соблюдать строгий режим, если это необходимо для достижения цели и др.
Аристотель сказал: «Цель есть то, ради чего что-нибудь делается... ради нее делается все остальное».
Чем отчетливее у человека цель, к которой он стремится, чем упорнее он в преодолении препятствий, тем он целеустремленнее.
Но люди по-разному упорны в преодолении трудностей. Бывает, что человек не доводит начатое дело до конца. Некоторые с энтузиазмом начинают работать, но быстро остывают. Чем сильнее препятствия, тем интенсивнее должно быть волевое усилие, тем более сильная воля требуется от человека.
Если это качество отсутствует, то, как писал А.С.Пушкин: «Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум».
Гете сказал:
«Что ж значу я, коль не достигну цели,
Венца, к которому стремится род людской,
К которому и сам стремлюсь я всей душой?»
Психологи советуют: выбор неизменно должен останавливаться на самой высокой из всех возможных задач или целей.
А.П. Чехов по этому поводу сказал следующее: «Кто искренне думает, что высшие и отдаленные цели человека нужны также мало, как корове, что в этих целях «вся наша беда», тому остается только кушать, пить, спать или, когда это надоест, разбежаться и хватить лбом об угол сундука».
«Способен лишь возвышенный предмет
Глубины человечества затронуть.
Ведь узкий круг сужает нашу мысль,
С возросшей целью человек взрастает.» (Ф. Шиллер)
Но все не так просто. Задача, или цель должна не только иметь высокую ценность, но и быть достижимой. Можно представить себе некую высокую цель, которую, однако, мы вынуждены признать нереальной (по крайней мере, при существующих внутренних, психологических или внешних условиях). Хотя альтернативная цель может оказаться не столь высокой, она, в силу определенных причин, может быть более неотложной; таким образом, при рассмотрении и обдумывании множества факторов в той или иной конкретной ситуации требуется подчас немалая мудрость, ибо каждая ситуация уникальна.
Как сказал мудрец Абуль-Фарадж: « - Кого можно считать умным? - Того, кто стремиться лишь к достижимой цели».
Следующее важное волевое качество - настойчивость - это стойкость воли, которую проявляет человек, поставивший перед собой отдаленные цели. Чтобы отдаленные цели хорошо зафиксировать в сознании, нужно отразить их в конкретных задачах. Стремление к осуществлению отдаленных целей формирует в человеке сильную и стойкую волю.
С настойчивостью тесно связаны такие качества личности как выдержанность и терпеливость. Не следует их путать с покорностью, безынициативностью, безвольным подчинением силе обстоятельств или чужой воле. Терпеливость, выдержанность всегда связаны с инициативой, активны в достижении поставленной цели и преодолении неприятностей. Терпеливый человек знает, ради чего он что-либо терпит.
Жизненно важным является такое волевое качество как самообладание. Оно важно в жизни и в любом труде, особенно для тех, чья работа связана с общением. Как бы ни был взволнован человек такой профессии, полное владение своим голосом, мимикой и пантомимикой - его профессиональная обязанность.
Самообладание состоит:
- в умении сохранять ясность мысли, т.е. оставаться внимательным, сосредоточенным на выполняемой работе, несмотря на действие сбивающих факторов. Это - умение не допускать «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач, помех, ошибок.
- также в умении владеть своими чувствами: легко повышать эмоциональный тонус в состоянии растерянности, апатии, страха и др.; снижать уровень эмоционального возбуждения при излишней радости или волнении, боли, негодовании и т.д., а в случае удачи не проявлять излишней самоуверенности, беспечности, чувства мнимого превосходства и других нежелательных переживаний;
- и в умении управлять своими действиями: контролировать свои движения при появлении усталости, появлении болевых ощущений, недовольства собой и других неблагоприятных внутренних состояниях; в конфликтных ситуациях удерживать себя от неэтичных поступков - пререкания, грубости и т.д.
Об этом стихотворение Киплинга «Заповедь»:
«Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил - жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы - не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, в радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег, -
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!»
Следующие два качества могут ошибочно оцениваться как положительные.
«Упрямство есть слабость, имеющая вид силы» (В.А. Жуковский). Упрямство - качество, отличное от настойчивости. В этом случае подразумевается настойчивость при выполнении решений, принятых без достаточных оснований. Упрямый человек отстаивает свое мнение вопреки логике, разумным доводам и фактам. «Упрямый все делает по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп).
Если упрямый человек определяет цель деятельности, осуществляется перевоспитание в настойчивого.
Податливость - такое качество воли, которое определяется легким изменением принятого решения под влиянием других лиц. Оно противоположно упрямству. Если упрямого человека трудно в чем-либо убедить, переубедить, податливого, напротив очень легко. Несмотря на то, что для податливого человека мнение других людей может стать определяющим фактором в принятии решения, все же решение он принимает самостоятельно.
Перевоспитание этого качества не означает переход к резкости, грубости в поведении. Можно проявлять твердость и быть вежливым в общении с другими людьми.
Если решение дается человеку в готовом виде со стороны (причем оно принимается без критики), то говорят о таком качестве, как внушаемость. Внушаемость, также как и податливость не мешает человеку быть, например, хорошим работником. Однако считается, что данную черту нужно перевоспитывать, чтобы сохранить человека от возможных вредных влияний. Перевоспитание в этом случае рекомендуется осуществлять путем укрепления воли и формированием критичности мышления.
Для человека очень важным является такое волевое качество, как решительность. Оно определяется, как способность быстро оценивать обстоятельства и принимать определенные решения, причем, приняв их не колебаться, а действовать уверенно. Решительность - важное качество, когда ситуация не терпит промедления, требует быстрой реакции.
Если у человека достаточно времени, а решение он все же не принимает или меняет на противоположное, говорят об особенно отрицательном качестве воли - нерешительности.
Если необходимо быстро принимать решение и действовать, а человек не в состоянии это сделать, говорят о состоянии растерянности. Растерянный человек либо бездействует, либо начинает разные действия и не заканчивает их. («Скорость нужна, а поспешность вредна» А.В. Суворов) Эти действия могут быть противоположными по смыслу. Вместо спокойного анализа обстановки и принятия решения, он может менять решения.
Рассмотренные волевые качества проявляются у каждого человека в отдельных ситуациях, но могут быть и чертой личности. Поэтому важно знать, как именно ведет себя человек в ситуации принятия решения чаще всего: колеблется, или принимает решения быстро, необдуманно, а затем быстро меняет их, или принимает продуманные и точно вы полняемые решения.
Выделяют также такие качества воли, как:
Исполнительность - проявляется в старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в полном завершении начатого дела.
«Как часто говорят в делах: еще успею.
Но надобно признаться в том,
Что это говорят, спросяся не с умом,
А с ленностью своею.
И так, коль дело есть, скорей его кончай,
Иль после на себя ропщи, не на случай,
Когда оно тебя застанет невзначай». (И.А. Крылов) Дисциплинированность - способность человека действовать в соответствии с нормами, правилами и законами. Выделяется трудовая дисциплина, которая развивает настойчивость, решительность, умение преодолевать свои импульсы. Таким образом обоснованная требовательность, укрепляя дисциплину, тем самым укрепляет и волю. Здесь речь не идет о так называемой «палочной» дисциплине, которая основана на страхе. Дисциплина должна опираться на понимание мотивов поведения, действий человека.
Выделяется также группа волевых качеств, связанных с поведением в ситуации опасности - это такие качества личности, как смелость, храбрость, отвага, мужество. А противоположные им - трусость, боязливость считаются проявлением безволия.
Существуют опасности разного рода: травмы, ожоги, неприятные воздействия внешней среды, моральные неприятности. Страх - форма реакции на опасность. Он может быть временным или постоянным, т.е. чертой личности.
Выделяют разные формы страха:
Астенический страх. Он проявляется в оцепенении, слабости, нецелесообразных поступках. Эта форма страха развивается по механизму пассивно-оборонительного рефлекса. И.П. Павлов писал: «То, что в психологии называется страхом, трусостью, боязливостью - имеет своим физиологическим субстратом различные степени пассивно - оборонительного рефлекса». Эта форма реакции на опасность отрицательно отражается на качестве деятельности.
(Нужно сказать, что по влиянию на жизнедеятельность все эмоции подразделяют на 2 группы:
-стенические - повышающие жизнедеятельность организма и дееспособность человека;
-астенические - понижающие их.)
Стенический страх - паника. Биологический механизм этой формы страха - активно- оборонительный рефлекс. Данная форма страха также отрицательно отражается на деятельности.
Еще выделяют такую форму эмоциональной реакции на опасность как тревога. Так же как и страх, тревогу определяют как ожидание, но ожидание события по исходу неизвестного. Чаще всего тревога возникает от преувеличения опасности и недооценки своих сил и возможностей.
Испуг - внезапный, мгновенный, неосознанный страх.
Боязнь - связана с осознанной опасностью. Дольше продолжается, нежели испуг и легче устраняется.
Ужас - наиболее сильная степень страха. Для него характерно подавление страхом рассудка (аффект страха) - отсюда и название - «безумный страх». Физиологический механизм здесь, как и всякого аффекта, - торможение коры головного мозга под влиянием сильно возбужденной подкорки.
Разные формы страха по-разному, но всегда отрицательно влияют на деятельность.
В борьбе со страхом рекомендуют использовать следующее общее правило: чем более примитивна и биологична эмоция, тем меньше она поддается искоренению с помощью слов. Нельзя человека уговорить быть небоязливым. Но эмоции легко вытесняются друг другом. Испуганного человека достаточно рассердить, чтобы у него прошел испуг. Если рассерженного человека рассмешить, он перестанет сердиться.
Но опасность может вызывать и положительные эмоции стенического возбуждения. Стенический, не резко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга из подкорки и в сочетании с критическим мышлением проявляться как «разумный страх» в виде опасения, осторожности. «С благоразумием подвергайся опасностям», - говорил мудрец Биас.
Насколько трусость, робость и боязливость - отрицательные черты личности, настолько осторожность считается положительной чертой.
Положительной считается и такая реакция на опасность как разумный азарт, связанный с активизацией сознательной деятельности в момент опасности.
Определена связь между степенью активности в момент опасности и переживаниями: чем более активен человек в опасной ситуации, тем легче по субъективному содержанию его переживания.
А. Суворов говорил: «Опасности лучше идти на встречу, чем ожидать на месте».
Выделяют различные формы преодоления страха - бесстрашия, которые отличаются по своим проявлениям. Это - смелость, храбрость, отвага, мужество, героизм.
Еще Плутарх сказал: «Начало победы - смелость». При проявлении смелости страх остается, но деятельность определяется мышлением и волевыми решениями. Такой человек считается смелым, который знает, что впереди опасность и все-таки идет на нее. Он знает, ради чего он подавляет страх, какой цели достигает, поступая вопреки страху. Смелость состоит в умении подавлять чувство страха: когда человек в условиях реальной физической опасности испытывает стремление к риску и желание перейти к действию. В этих условиях он мысленно отключается от переживаний, страха и целиком сосредоточивается на действии. Смелость проявляется в разнообразных видах деятельности: «смелая мысль», «смелое решение проблемы» и др.
Гельвеций говорил: «Часто именно смелости мы бываем обязаны открытием величайших истин»;
Гете: «Каждый художник обладает смелостью, без которой талант немыслим».
Храбрость - связывают со стеническими эмоциональными переживаниями возбуждения во время опасности. Храброму человеку нравится ощущение опасности. Его переживания стеничны, деятельность не дезорганизована. Но хорошо, когда храбрость основана на разумном риске: безумная храбрость также пагубна, как и безумный страх. Рекомендуется воспитывать храбрость разумным риском: совершая рискованные действия и переживая удовлетворение от их успешного выполнения.
В формировании храбрости предостерегают от следующей крайности: советуют следить, чтобы храбрость не перешла в отрицательную форму бесстрашия - удаль. Удаль определяется как храбрость, достигшая уровня аффекта, которая характеризуется потерей критичности мышления.
Психология утверждает, что воспитание храбрости - это воспитание веры в свои силы и технику. Это воспитание уверенности в большой вероятности успешного завершения любого рискованного, но посильного задания.
Существует педагогическая рекомендация - с осторожностью выбирать момент, в который можно в первый раз разрешить человеку рискнуть. Надо быть уверенным, что по уровню своих знаний, умений и опытности он подготовлен для этого риска и может самостоятельно справиться с ситуацией.
Как противоположность удали выделяется отвага. Под отвагой понимают способность на поступок. Храбрым и смелым может быть человек, отстаивающий личные интересы. Отвага же проявляется в достижении цели, осознаваемой как общее дело. У отважного человека страх преодолевается чувством долга, которое связано с мировоззрением, убеждениями человека.
Смелый человек, идя навстречу опасности, напряжен, храбрый - возбужден, а отважный - спокоен.
Мужество определяется как высшая, наиболее сложная форма бесстрашия.
«А кто опасность мужеством встречает,
Того и мысль ясна, и тверд язык» (Софокл)
Гете говорит: «Добро потеряешь - немного потеряешь! Честь потеряешь - много потеряешь! Мужество потеряешь - все потеряешь, лучше бы тогда совсем не родиться».
Мужество обобщает ряд сторон личности человека. В различных ситуациях преобладают те или иные из этих сторон. В мужестве проявляются отвага, смелость, храбрость, а также ответственность, терпение, находчивость, решительность, самообладание, сознательность, убежденность в своей правоте, мировоззрение, инициатива, твердость воли (определяется как сопротивляемость силе единичного удара) и стойкость воли (определяется как сопротивляемость ряду последующих ударов).
В качестве примера мужественного поведения можно привести случай из мировой истории - философ Сократ спокойно смотрел в лицо смерти, простив своих врагов.
Героизм - определяется как понятие, выходящее за рамки психологии и имеющее положительное социальное содержание. В героизме проявляется высокий уровень положительных эмоций при совершении подвигов, имеющих общественное значение.
Бесстрашие, выражающееся в храбрости, отваге, мужестве и героизме - это отчетливое проявление владения человека своими эмоциями, пример волевого поведения.
Итак, теперь в нашем представлении сформирован образ волевого человека, обладающего такими качествами как:
целеустремленность,
настойчивость,
терпеливость,
выдержанность,
самообладание,
решительность,
исполнительность,
дисциплинированность,
твердость воли,
стойкость воли,
осторожность,
разумный азарт,
смелость,
храбрость,
отвага,
мужество;
а также как противоположность образу волевой личности - образ человека безвольного, обладающего такими качествами как:
упрямство,
податливость,
внушаемость,
нерешительность,
растерянность,
трусость,
робость,
боязливость,
или удаль (безумная храбрость).