Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Самовоспитание

Самовоспитание  - это деятельность человека с целью совершенствования своей личности. Каким образом можно поднять уровень нравственного развития?

Для осуществления самовоспитания необходимо уметь анализировать собственные качества и поступки, критически оценивать их с учетом требований, предъявляемых жизнью.

Здесь выделяются  два значимых момента:

  1. нужно актуализировать потребность размышлять о себе, познавать себя;

  2. нужно актуализировать потребность изменятьсвой характер, качества личности.

    Конечно, потребности быстро не  формируются. Но, как утверждает педагогика, чтобы стать социально зрелым человеком,  «нужно самостоятельно пройти сложный путь внутренней работы, самовоспитания. Не надо объяснять свои недостатки, низкую культуру плохим воспитанием. Не нужно снимать с себя ответственность за это и взваливать на учителей, родителей и ситуацию в обществе. Человек сам должен в той или иной форме возвращаться к проблеме воспитания».

    Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала, т.е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. В идеале отражаются убеждения человека, его позиция. Идеал определяется как образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план будущей жизни, самовоспитания. В нем всегда есть кусочек фантазии. Он содержит программу работы над собой, зовет идти вперед.

    Одной из основных предпосылок самовоспитания  считают формирование самосознания.

    Выделяется такой важный момент самосознания как самооценка личности.

    Самооценка может быть адекватной, т.е. соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности. Может быть неадекватной - завышенной или заниженной.

    Самооценка возникает:

 

  1. из анализа результатов деятельности ( например, если ученик легко и быстро решает математические задачи, самостоятельно усваивает материал по предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике);

  2. из сравнения себя с другими людьми, с героями книг, фильмов.

    Также говорят об устойчивой и неустойчивой самооценке. Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе. Однако, если она неадекватна, это может приводить человека к конфликтам с окружающими или к внутренним конфликтам. Неустойчивая самооценка может тормозить достижение человеком какой-то цели, но может играть положительную роль, если связана с самокритичностью.

    С самооценкой связан уровень притязаний  личности - определяемый как сложность задач, которые ставит перед собой человек. Уровень притязаний может меняться. Один человек сохраняет свои притязания, а другой при первых неудачах ставит себе задачу попроще. Если поставленные задачи оказались не по плечу, слишком сложными, один будет стремиться вернуться к ним в будущем, а второй в принципе откажется от таких попыток.

    В процессе самовоспитания необходимо такое качество как самокритичность – определяемое, как способность видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.

    Когда говорят о самовоспитании,  как правило, прежде всего имеют в виду работу над характером, изменение черт характера.

    А теперь рассмотрим, каково определение характера.

    Под характером понимают  индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, его поступках. В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «примета». Чтобы узнать характер человека,  нужно длительное постоянное общение с ним, нужно знать, какие формы поведения являются для него привычными. Если смелое поведение является постоянным, типичным, говорят о смелом характере, если в отношениях с другими человек чаще всего внимателен, говорят о чутком характере т.д.

    Если индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, говорят о «бесхарактерном» человеке.

    Каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению соответствующих  поступков. Зная характер человека, можно прогнозировать его поведение, предвидеть, как он поступит в каких-то обстоятельствах.

    Психология утверждает, что нет такого характера, который нельзя было бы переделать, и бессмысленно ссылаться в оправдание какого- либо поступка на недостатки характера,  и предлагает формировать характер в поступках. Например, мужество - формировать, совершая мужественные поступки. Когда такие поступки превращаются в привычку, они становится чертой характера.

    Эта рекомендация как бы подтверждает известную восточную  мудрость: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу».

    Формирование характера считается возможным:

  3. если у человека есть стремление к выработке определенных черт характера, если человек восприимчив к идеесамосовершенствования. В этом случае мировоззрение, внутренние убеждения человекасоздают стремление к выработке определенных черт характера.

  4. если человек будет неуклонно поступать так, а не иначе. Т.о. формирование характера определяется умением сознательно регулировать свое поведение, т.е. волей человека.

    Итак, наблюдается взаимозависимость: развитие волевых качеств зависит от характера, воля   формирует  характер.

    Таким образом, формируются и волевые черты характера, и черты, связанные с направленностью.  Волевые черты характера приобретают положительную оценку, когда проявляются у воспитанного человека, с положительной направленностью личности, с нравственной основой. Не менее важно для самовоспитания постоянное стремление расширять круг своих знаний, повышать уровень своего интеллектуального развития, вырабатывать устойчивую привычку к труду (как физическому, так и умственному).

    Самовоспитание невозможно без сформированного чувства ответственности за свои действия и поступки.

    Итак, можно сказать, что самовоспитание - это когда человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.

    Важным фактором самовоспитания является  самоуважение - определяется как обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка, и самоуважение во многом зависят от того, как  оценивают человека другие люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

    Самовоспитание играет важную роль в создании прочных отношений в любой сфере общения. Они возможны  лишь при следующем условии: если  люди ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам других.

 

Самовоспитание определяют как деятельность человека с целью совершенствования своей личности. Каким образом можно поднять уровень нравственного развития?

 

Для осуществления самовоспитания необходимо уметь анализировать собственные качества и поступки, критически оценивать их с учетом требований, предъявляемых жизнью.

 

Здесь выделяются  два значимых момента:

 

  1. нужно актуализировать потребность размышлять о себе, познавать себя;

  2. нужно актуализировать потребность изменятьсвой характер, качества личности.

    Конечно, потребности быстро не  формируются. Но, как утверждает педагогика, чтобы стать социально зрелым человеком,  «нужно самостоятельно пройти сложный путь внутренней работы, самовоспитания. Не надо объяснять свои недостатки, низкую культуру плохим воспитанием. Не нужно снимать с себя ответственность за это и взваливать на учителей, родителей и ситуацию в обществе. Человек сам должен в той или иной форме возвращаться к проблеме воспитания».

    Направленность самовоспитания зависит от жизненного идеала, т.е. от того, каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать. В идеале отражаются убеждения человека, его позиция. Идеал определяется как образ, которым руководствуется личность в настоящем и который определяет план будущей жизни, самовоспитания. В нем всегда есть кусочек фантазии. Он содержит программу работы над собой, зовет идти вперед.

    Одной из основных предпосылок самовоспитания  считают формирование самосознания.

    Выделяется такой важный момент самосознания как самооценка личности.

    Самооценка может быть адекватной, т.е. соответствовать действительному развитию тех или иных сторон личности. Может быть неадекватной - завышенной или заниженной.

    Самооценка возникает:

 

  1. из анализа результатов деятельности ( например, если ученик легко и быстро решает математические задачи, самостоятельно усваивает материал по предмету, то у него есть основания для высокой самооценки способностей к математике);

  2. из сравнения себя с другими людьми, с героями книг, фильмов.

    Также говорят об устойчивой и неустойчивой самооценке. Устойчивая самооценка повышает уверенность в себе. Однако, если она неадекватна, это может приводить человека к конфликтам с окружающими или к внутренним конфликтам. Неустойчивая самооценка может тормозить достижение человеком какой-то цели, но может играть положительную роль, если связана с самокритичностью.

    С самооценкой связан уровень притязаний  личности - определяемый как сложность задач, которые ставит перед собой человек. Уровень притязаний может меняться. Один человек сохраняет свои притязания, а другой при первых неудачах ставит себе задачу попроще. Если поставленные задачи оказались не по плечу, слишком сложными, один будет стремиться вернуться к ним в будущем, а второй в принципе откажется от таких попыток.

    В процессе самовоспитания необходимо такое качество как самокритичность – определяемое, как способность видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать, осуждать, исправлять каждый свой недостойный поступок, неправильную мысль, недочеты в поведении.

    Когда говорят о самовоспитании,  как правило, прежде всего имеют в виду работу над характером, изменение черт характера.

    А теперь рассмотрим, каково определение характера.

    Под характером понимают  индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, его поступках. В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «примета». Чтобы узнать характер человека,  нужно длительное постоянное общение с ним, нужно знать, какие формы поведения являются для него привычными. Если смелое поведение является постоянным, типичным, говорят о смелом характере, если в отношениях с другими человек чаще всего внимателен, говорят о чутком характере т.д.

    Если индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, говорят о «бесхарактерном» человеке.

    Каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению соответствующих  поступков. Зная характер человека, можно прогнозировать его поведение, предвидеть, как он поступит в каких-то обстоятельствах.

    Психология утверждает, что нет такого характера, который нельзя было бы переделать, и бессмысленно ссылаться в оправдание какого- либо поступка на недостатки характера,  и предлагает формировать характер в поступках. Например, мужество - формировать, совершая мужественные поступки. Когда такие поступки превращаются в привычку, они становится чертой характера.

    Эта рекомендация как бы подтверждает известную восточную  мудрость: «Посей поступок - пожнешь привычку, посей привычку - пожнешь характер, посей характер - пожнешь судьбу».

    Формирование характера считается возможным:

  3. если у человека есть стремление к выработке определенных черт характера, если человек восприимчив к идеесамосовершенствования. В этом случае мировоззрение, внутренние убеждения человекасоздают стремление к выработке определенных черт характера.

  4. если человек будет неуклонно поступать так, а не иначе. Т.о. формирование характера определяется умением сознательно регулировать свое поведение, т.е. волей человека.

    Итак, наблюдается взаимозависимость: развитие волевых качеств зависит от характера, воля   формирует  характер.

    Таким образом, формируются и волевые черты характера, и черты, связанные с направленностью.  Волевые черты характера приобретают положительную оценку, когда проявляются у воспитанного человека, с положительной направленностью личности, с нравственной основой. Не менее важно для самовоспитания постоянное стремление расширять круг своих знаний, повышать уровень своего интеллектуального развития, вырабатывать устойчивую привычку к труду (как физическому, так и умственному).

    Самовоспитание невозможно без сформированного чувства ответственности за свои действия и поступки.

    Итак, можно сказать, что самовоспитание - это когда человек сам ставит перед собой задачи, сам ищет наилучшие пути их разрешения, сам контролирует их исполнение.

    Важным фактором самовоспитания является  самоуважение - определяется как обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. И самооценка, и самоуважение во многом зависят от того, как  оценивают человека другие люди. Самоуважение необходимо для полноценного развития личности.

    Самовоспитание играет важную роль в создании прочных отношений в любой сфере общения. Они возможны  лишь при следующем условии: если  люди ставят перед собой задачу активно «строить» свои взаимоотношения, добиваться взаимопонимания, работать над устранением собственных недостатков и терпимо относиться к недостаткам других.

 

Самовоспитание не могли обойти вниманием литераторы, деятели культуры.

 

 

Писатель  Н. Островский говорил категорично: «Для самовоспитания надо прежде всего призвать самого себя на собственный  суровый и беспристрастный суд. Следует ясно, точно, не щадя самолюбия своего и некоторой доли самовлюбленности, выяснить свои недостатки, пороки... и решить раз навсегда: буду я с ними мириться или нет... Грош цена тому, кто не может сломать дурной привычки».

А.П. Чехов, обладавший исключительной деликатностью и мягкостью, писал  в письме к своему брату: «Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал,... нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час». К.И. Чуковский в своей книге «Люди и книги» рассказывает о том, какой мучительный путь «самодрессировки» проделал А.П. Чехов, «чтобы выбросить из души все мелочное и пошлое».  А. П. Чехов «вытравлял из себя раба» -  вел невидимую миру борьбу с самим собой, стоившую ему больших душевных сил.

 

В этом же письме к брату А.П. Чехов пишет, каким условиям, по его мнению должны удовлетворять воспитанные люди:

 

«... Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в жилье посторонних...

 

... Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...

 

... Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!...» потому что все это бьет на дешевый эффект, пошло, старо, фальшиво...

 

...Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями... Делая на грош, они не носятся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили.

 

... Они воспитывают в себе эстетику...»

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2019
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz