Современная психология располагает рядом тестов, опросников, которые исследуют волевые процессы. С их помощью можно определить выраженность некоторых волевых черт.
Приведем некоторые из них.
«Общая оценка силы воли».
Считается, что систематические упражнения воли опираются на изучение особенностей волевых качеств в разных видах деятельности.
Ознакомьтесь со следующими утверждениями и оцените по 10- бальной шкале каждый из пунктов применительно к себе. Если утверждение не подходит Вам, ставьте 0 баллов, если полностью соответствует Вашему поведению, - 10 баллов.
1. Я - человек целеустремленный и упорный в преодолении трудностей, стоящих на пути к поставленным целям в работе, учебе, спорте, в быту и др. сферах жизни;
2. Я довожу дело до конца в повседневной работе. Не бывает так, что вначале принимаюсь энергично, а затем быстро остываю;
3. Я решителен в работе, в спорте, в быту, других сферах жизни;
4. Мне свойственны продуманные решения, не свойственны колебания, излишне быстрые необоснованные решения;
5. Для меня - страх, робость, боязливость - не типичная реакция на опасность;
6. Я являюсь дисциплинированным человеком и знаю, в чем проявляется моя дисциплинированность.
Просуммируйте полученные баллы. Т. о. Вы можете определить, насколько велика для Вас необходимость в систематических упражнениях воли.
Если количество баллов от 0 до 20, необходимость высокая, от 20 до 40 - необходимость в систематических упражнениях воли средняя.
Максимальное количество баллов - 60.
«Определение целеустремленности».
Прочитайте пункт за пунктом описание волевых умений. Оцените проявление каждого из них по следующей шкале:
Отчетливое проявление – 2 балл
Неотчетливое проявление – 1 балл,
Не проявляется – 0 баллов
-
Я имею ясную цель на несколько лет вперед.
-
Планирую результат на предстоящий год и намечаю конкретные задачи.
-
Намечаю план на текущий день.
-
Провожу анализ и оценку проделанной работы, корректирую намеченные планы.
-
Для достижения поставленной цели соблюдаю строгий режим.
-
Испытываю чувство удовлетворения от самого процесса целенаправленной деятельности.
-
Намеченные цели являются мощным источником активности.
-
Выполняю намеченные текущие задания.
Сложите оценки и запишите полученную сумму. Если количество баллов:
(0-5)- развитие целеустремленности низкое,
(6-10) - целеустремленность средняя,
(11-16) - целеустремленность высокая.
«Определение самостоятельности».
Прочитайте пункт за пунктом описание волевых умений. Оцените проявление каждого из них по следующей шкале:
Отчетливое проявление – 2 балла,
Неотчетливое проявление – 1 балл,
Не проявляется – 0 баллов.
1.Я критически отношусь к советам других людей, не склонен слепо подражать авторитетным людям.
2.Если у меня что-то не получилось, предпочитаю опираться на собственный анализ ситуации.
3.Легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям (переезд на новое место жительства, смена работы и др.).
4.Меня считают находчивым человеком.
5.Люблю привносить что-то новое, оригинальное в работу, дела.
6.Если передо мной ставят какую-то задачу, я ищу индивидуальный вариант ее выполнения, решения. Стараюсь учитывать свои индивидуальные качества.
7.Я люблю проявлять творчество в работе и выполнении разнообразных дел.
8.Оперативно исправляю допущенные ошибки и неточности при выполнении любой работы.
Сложите оценки и запишите полученную сумму. Если количество баллов:
(0-5) - развитие самостоятельности низкое,
(6-10) - самостоятельность средняя,
(11-16) - самостоятельность высокая.
«Определение настойчивости».
Прочитайте пункт за пунктом описание волевых умений. Оцените проявление каждого из них по следующей шкале:
Отчетливое проявление – 2 балла,
Неотчетливое проявление – 1 балл,
Не проявляется – 0 баллов.
-
Я регулярно работаю над собой инеукоснительно выполняю то, что запланировал.
-
Я старательно преодолеваю недостатки, ошибки в выполняемой работе.
-
Если появилось чувство усталости, я могу проявить терпение и продолжить работу.
-
Когда у меня плохое настроение, я могу заставить себя действовать «через не могу».
-
Я терпеливо выполняю скучные, но нужные дела.
-
Неудачи в достижении поставленных задач мобилизуют меня.
-
Чтобы решить поставленные задачи, я могу увеличивать объем и продолжительность своей работы.
-
Я не отступаю от своих целей, активно борюсь за их осуществление.
Сложите оценки и запишите полученную сумму. Если количество баллов:
(0-5)- развитие настойчивости низкое,
(6-10) - настойчивость средняя,
(11-16) - настойчивость высокая.
«Определение робости».
Прочитайте утверждения и в случае согласия с ними поставьте «+», при несогласии – знак «-».
-
Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором темы для разговора.
-
В компании я чувствую себя несколько неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.
-
Я редко разговариваю с людьми первым.
-
Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, и поэтому я не включаюсь в беседу с такой готовностью как другие.
-
Часто я лишь с большим трудом могу скрыть свою застенчивость.
-
Я схожусь с людьми также легко, как и другие.
-
Мне трудно поддерживать разговор с малознакомыми людьми.
-
Я часто много теряю из-за своей нерешительности.
-
Иногда из-за своей сдержанности мне бывает трудно отстаивать свои права.
-
В школе мне трудно было говорить перед всем классом.
-
Я без страха и смущения вхожу в комнату, где уже собрались и беседуют люди.
-
Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.
-
Мне бы хотелось быть менее застенчивым.
-
Мне кажется, что, попадая в новый коллектив, я быстро приспосабливаюсь.
-
Если люди наблюдают за мной, мне становится не по себе.
Начислите по 1 баллу за ответы «да» по позициям 1, 2,3,4,5,7,8,9,10,13,15 и за ответы «нет» по позициям 6, 11, 12, 14.
Высокая оценка – более 10 баллов свидетельствует о нерешительности, неуверенности, стремлении избежать рискованных ситуаций, чрезмерных колебаниях при необходимости принять решение.